Памятка по организации работы в сети Интернет
Антитеррористическая комиссия Омской области
ПАМЯТКА (РЕКОМЕНДАЦИИ) по организации профилактической работы в сети Интернет
г. Омск 2015
ВВЕДЕНИЕ В современных условиях Интернет необходимо отнести к одному из основных каналов массовой информации, который, с высокой степенью эффективности может воздействовать на молодых людей, неопределившихся в своих идеологических приоритетах, чьи ценностные ориентации и смысловые установки еще неустойчивы и их жизненные траектории могут склониться как в сторону принимаемых обществом моделей поведения, так и асоциальных, антиобщественных действий, а также на тех, кто входит в состав террористических бандформирований и экстремистских группировок. Тенденции к расширению доли Интернета в информационном пространстве личности, уровень приобщённости личности к ИТ-технологиям, оказывает большое влияние на формирование ценностно-смысловых установок личности и специфику оценки информации антитеррористической направленности. Доля активной аудитории, то есть выходящих в Интернет в России хотя бы раз в сутки, сейчас составляет более 52 млн. человек[1]. Появившись сравнительно недавно, в середине 90-х, ныне об Интернете можно говорить как о полноценном информационном пространстве - на наших глазах появился новый мир - виртуальное пространство. Поскольку Интернет модифицирует (а иногда и существенно деформирует) традиционные формы взаимодействия и общения между людьми, его контенты (содержательное наполнение) и технологии воздействия на личность (методы, способы и приемы, которые заставляют человека прийти к оценочному суждению) отличаются от того, что используется в средствах массовой информации, следовательно, в информационном поле Интернета требуются особые знания, умения и навыки в вопросах противодействия идеологии терроризма и экстремизма. Важнейшими качественными признаками новой виртуальной реальности, в качестве которой и выступает Интернет, являются ее глобальность и интерактивность. Интернет не признает условностей государственного суверенитета, форм политического участия, иерархических структур, политических партий и других институциональных субъектов политики. Политические последствия использования сети противоречивы и неоднозначны. С одной стороны, Интернет позволяет снимать географические и структурные ограничения прямого политического участия, коллективного действия, устранять дистанцию между гражданами и лицами, принимающими решения, расширять горизонты культуры гражданственности. С другой стороны, необходимо учитывать, что современные информационные технологии, по мере расширения их сферы применения в повседневной жизни, делают общество более уязвимым перед политическим контролем, способствуют наращиванию и совершенствованию инструментария политического господства, создают потенциальную возможность авторитарной социализации и манипулятивного воздействия на личность, предоставляя возможность различным экстремистским и террористическим организациям захватывать широкое информационное пространство. В этом плане, развитие новых информационных технологий бросает вызов интересам общественной и государственной безопасности. Многогранная проблема регулирования этих процессов имеет технические, политические, нравственные, экономические и правовые и, конечно же, психологические аспекты. Этим ресурсом активно пользуются те, кто претендует на идеологическое влияние, и, в частности, представители различных террористических и экстремистских организаций. Для того чтобы государство и общество могло противостоять этой идеологической угрозе, необходимо не только понимать механизмы наиболее эффективных методов и технологий противодействия идеологии терроризма и экстремизма в информационном поле Интернета, но и активно использовать возможности Интернета для трансляции приоритетов государственной политики. Данная «Памятка» разработана с целью формирования ориентировочной основы действий для проведения антитеррористической пропаганды в сети Интернет. ПРИЗНАКИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ИДЕОЛОГИИ.
ПРОПАГАНДА И КОНТРПРОПАГАНДА В настоящий период представители экстремистских и террористических движений объединяются на новейшей идеологической основе, разработанной в зарубежных, в том числе и исламистских центрах, а затем уже дополненной собственными идеологическими наработками. Неизбежным воплощением носителей идеологии религиозного, политического и национал-шовинистического экстремизма всегда выступает терроризм. Радикальная идеология, призывающая к агрессивному противостоянию, формирующая измененные состояния сознания отдельного человека, позволяет их носителям не только оправдывать совершаемые преступления, но планировать и, в последующем, осуществлять диверсионно-террористические и военные акции, которые позиционируются как единственно эффективные в складывающихся обстоятельствах. Особому риску подвержена молодежь, поскольку именно ее сознание восприимчиво к влиянию со стороны адептов террористической идеологии, следовательно, в целях идеологического противодействия экстремизму и терроризму работа с молодежью должна стать одним из приоритетных направлений реализации государственной политики, и именно понимание социального самочувствия молодых людей, их умонастроения, того, как они себя ощущают в преобразующихся социально-экономических, политико-правовых, культурно-идеологических условиях, особенно значимо для профилактики идеологии экстремизма и терроризма. Современные террористические движения используют сегодня тактику «ожидания», внедряясь через Интернет в идеологическое пространство российского общества, накапливая свой потенциал в молодежной среде и выжидая очередного идеологического кризиса в каком-либо из регионов. В этом плане особую тревогу вызывает использование Интернета как в пропагандистских целях, так и для распространения различных материалов по организации террористической деятельности, а также для непосредственной координации и управления лицами, оправдывающими экстремизм и терроризм. Приоритетной целью контрпропагандистской деятельности в сфере противодействия распространению идеологии терроризма является формирование антитеррористического, антиэкстремистского мировоззрения. Исходя из этого основными принципами контрпропагандистской деятельности в сфере противодействия идеологии терроризма, как составляющей общегосударственной концепции безопасности должны стать:
Только основываясь на данных постулатах, работа по антиэкстремистской пропаганде может принести результаты. Закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» существенно ограничивает возможности открыто транслировать ценности экстремисткой и террористической идеологии. В Законе дается в основном правовая и политическая характеристика экстремизма в совокупности определенных взглядов, действий, поступков. Если все эти характеристики будут позиционироваться в информационных контентах (включая Интернет-контенты, социальные сети, блогосферу) как позитивные, то это можно рассматривать как прямое нарушение законодательства, и следовательно, такой контент будет запрещен, а его создатели должны понести наказание. Закон предусматривает запрещение контентов, ориентированных на позитивную оценку информации следующего содержания:
Закон также предусматривает запрет позитивной оценки экстремистских материалов (их определение дано в статье 1 Федерального Закона № 114-ФЗ), включающих в себя труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство, либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы. Помимо прямого нарушения данного закона, в реальной практике в СМИ и ИТ-контентах, могут встречаться завуалированные (скрытые, опосредованные, манипулятивные) техники освещения информации, которые влияют на оценку террористических и экстремистских позиций, и ориентированы на их оправдание или распространение среди различных групп населения. Самым эффективным способом противодействия идеологии терроризма и экстремизма является убеждение. Для достижения убеждающего эффекта в информационных контентах могут быть использованы технологии прямого и опосредованного воздействия. Прямые технологии воздействия на ценностные ориентации и смысловые установки потребителей информационных контентов - это традиционно прямой способ воздействия на мировоззренческие оценки и идеологию адресной аудитории. Он основан на убеждении людей, обращении к их разуму с применением рациональных аргументов, логики, привлечением позитивного эмоционального подкрепления, авторитетов, конкретных примеров. Необходимой составной частью проведения такой разъяснительной работы должен быть учет реальной обстановки в общественных мнениях и инициация личных жизненных ценностей потребителей информационных продуктов. При этом важно понимать расстановку сил, реальные интересы людей, необходимо апеллировать к доказательной научной базе и аналитическим материалам. Для реализации технологий прямого воздействия необходимо давать четкие, броские, понятные лозунги, апеллировать к реальному опыту; формировать установки сопричастности и общих ценностей для различных групп населения. В отношении формирования идеологии, способствующей распространению экстремизма и терроризма, могут быть использованы не прямые, а опосредованные (косвенные, завуалированные) трансляции (методы), которые напрямую не попадают под действие закона, но могут способствовать инициации возникновения установок террористической направленности. Технологии, которые способны воздействовать и вызывать изменения (трансформировать) смысловые установки в форме опосредованной трансляции террористической и экстремистской идеологии основываются на:
Для противодействия идеологии- терроризма и экстремизма необходимо использовать технологии контрпропаганды, а для формирования устойчивых идеологических и антиэкстремистских ценностей у населения - применять методы пропаганды. Основные направления контрпропагандистской деятельности в сфере противодействия идеологии терроризму в сети Интернет включают в себя: 1. Разработку методов противодействия идеологии терроризма, как совокупности основных способов воздействия на целевые группы населения с целью формирования ценностно-смысловых установок, ориентированных на антитеррористические, толерантные формы сознания и поведения. 2. Использование конкретных методик - описание конкретных приёмов, способов и техник по реализации методов противодействия идеологии терроризма. 3. Содержание методик – содержательно-информационные компоненты, составляющие познавательную основу методики воздействия на ценностно-смысловую сферу различных групп населения (факты, примеры, сопоставительная информация, конструкты убеждающего характера и т. д.). 4. Анализ содержания методик - оценка когнитивных составляющих методики идеологического воздействия в соответствии с заявленными целями (когнитивный ресурс): адресная направленность (возраст, гендерные особенности, социальные параметры и т. д.), информационная новизна, культурологическая и этническая целесообразность и т. д. 5. Операционализация методик - совокупность приемов и способов воздействия на целевые аудитории, позволяющие вывести содержание конкретной методики на уровень личностной ценности субъектов воздействия (мотивационнодинамические технологии и техники воздействия: эмоциональное заражение, сопереживание, альтернативное позиционирование, смысловой резонанс и т. д.). 6. Практики применения методик - применение конкретной методики в реальной практике общественно- политической жизни в соответствии с социально- экономическими и социально-психологическими особенностями определенных целевых групп населения. 7. Оценка практик применения методик - определение эффективности и результативности использования методик в соответствии с поставленными целями идеологического воздействия.
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА И ЭКСТРЕМИЗМА Разоблачение идеологии терроризма и экстремизма Во взаимодействии с религиозными и общественными организациями необходимо сформировать в обществе устойчивое понимание общественного неприятия идеологии экстремизма и терроризма. Для разоблачения этой идеологии в сети Интернет целесообразно использовать технологии аргументации и контраргументации, которые при правильном применении способствуют достижению убеждающего эффекта. Аргументация - способ воздействия на позицию другого, а не демонстрация собственных достижений. Чтобы добиться успеха, надо действовать (излагать информацию) в рамках логики оппонента. Если другой человек не понимает или не принимает Ваших аргументов, необходимо изменить свои доводы, приспособив их к логике рассуждений оппонента. Ваша цель добиться не того, чтобы Ваш оппонент перестал возражать, а того, чтобы он понял и принял предлагаемое решение. Контраргументация - выдвижение своих доводов (контраргументов) для опровержения аргументов и выводов оппонента. При построении аргументации (и контраргументации) важно:
В ходе диалога Вам необходимо придерживаться следующих правил поведения:
ПРИЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ АРГУМЕНТАЦИИ И КОНТРАРГУМЕНТАЦИИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ Фундаментальный метод» - предоставление собеседнику фактов и цифр, подтверждающих доказываемые тезисы и положения. Малопродуктивным приемом аргументации является прямое непрерывное изложение доказательства. Лучше использовать метод «поэтапного согласия», при котором вся логическая цепь доказательства разбивается на отдельные отрезки и после каждого отрезка следует пауза и обращение к собеседнику, выяснение его согласия или несогласия, возникших у него возражений и вопросов. Многие из возникающих возражений можно предвидеть заранее, и тогда полезно использовать прием «противопоставления аргументации» - «да,... но...», когда вы соглашаетесь с доводами против вашей позиции, но подчеркиваете, что эти слабые ее стороны перевешиваются сильными аргументами в ее защиту. Таким образом, с одной стороны, выражается согласие с оппонентом и уважение его позиции, а с другой - он лишается возможности использовать приведенные вами соображения против вас. «Метод кусков» - расчленение высказывания собеседника на отдельные части: «это точно», «насчет этого существуют различные точки зрения», «это полностью ошибочно». «Метод противоречия» - основан на выявлении противоречий в аргументации собеседника. «Метод видимой поддержки» - демонстрация согласия с приведенными доводами оппонента, а затем - выдвижение контраргументов. Какие из этих методов использовать и в какой момент их применять - не существует универсальных рецептов. Владея всем перечисленным, Вы будете компилировать их в том сочетании, которое потребуется в ходе конкретного диалога. Если Вы вступаете в уже идущую дискуссию, прочитайте что было написано ранее и выявите те методы, которые (возможно, неосознанно) используют в доказательстве своей правоты участники дискуссии. Допустим, Ваш оппонент выступает с позиций непоколебимой убежденности в своей правоте - используйте методы «видимой поддержки» и «противопоставления аргументации». Если Ваш оппонент в своей доказательной базе противоречит сам себе или использует заведомо ложные предпосылки и мифы - применяйте методы «кусков» и «противоречия». Задавая наводящие вопросы, заставьте собеседника самого пытаться объяснить несостыковки событий, фактов и возникшие противоречия. Нейтрализация замечаний Для того, чтобы достойно встретить замечания и возражения, необходимо знать, что и когда следует отвечать. Это зависит, прежде всего, от типа, к которому относится высказанное замечание.
Приемы нейтрализации замечаний:
В любом случае при ответе на замечания в сети Интернет необходимо придерживаться следующих правил:
ТЕХНОЛОГИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В идеологическом противоборстве большое место занимают технологии информационно-психологического воздействия (манипулирования) в массовых информационных процессах, которые зачастую выступают в качестве контрмер (или оппонента) при формировании антитеррористических ценностей. Технология в современной коммуникативной науке-это совокупность приемов, методов и средств, используемых для достижения конкретных целей, в частности, для осуществления деятельности на основе рационального ее «расчленения» на процедуры и операции с их последующей координацией, синхронизацией и выбором оптимальных средств и методов их выполнения. Технологии информационно - психологического воздействия в массовых информационных процессах базируются на использовании возможностей для воздействия на массовое и индивидуальное сознание аудитории и молодежи в частности. Экстремистские и террористические сайты зачастую используют в своем арсенале воздействия на личность самые разные средства - от способствующих процессу формирования террористических позиций, так и вызывающих реакции страха, неуверенности, психологической напряженности. Эти технологии применяются в качестве средства разрушения политической стабильности в обществе, а также формирования террористической идеологии.
Основные технологии воздействия на общественное сознание через Интернет-контенты
Например, технология «манипулирования с истинной информацией» является одной из наиболее широко распространенных технологий информационно-психологического воздействия на общественное сознание. Так, организованное блокирование части информации или запрет на выражение точки зрения противоположной стороны при акцентировании политически выгодных тем может вызвать у пользователей реакцию, которая будет неадекватной происходящим в действительности событиям. Технология манипуляции опросами общественного мнения входит в состав технологий для воздействия на общественное сознание. Основана на демонстрации в информационном потоке некорректных результатов опросов, что может деформировать не только мнение отдельного человека, но и общественное мнение. Опросы, являясь по существу средством зондирования состояния общества (экономического, социального, политического), в принципе позволяют манипулировать общественным мнением. Технология влияния контентов на деформацию архетипических образов - одна из технологий для воздействия на общественное сознание, посредством которой осуществляется внедрение в общественное сознание элементов нестабильности, дезорганизованности, хаоса, неуверенности и страха. Эта технология состоит в воздействии на стереотипы, установки, сложившиеся у населения конкретной страны, в вытеснении из общественного сознания доминирующей национальной идеи, объединяющего морального начала и рассчитана на реализацию в долгосрочном, стратегическом плане. «Эффект CNN» - одна из технологий для воздействия на общественное сознание через СМИ, заключается в демонстрации потрясающих психик аудитории актуальных событий в реальном масштабе времени. Благодаря эффекту «присутствия» пользователя в гуще событий (например, при бомбардировках городов) достигается эмоциональное усиление оказываемого на аудиторию психологического воздействия, которое закрепляется нацеленным комментарием. В политических процессах активно используются манипулятивные технологии. Все политические технологии манипулирования поведением человека действуют в ограниченном временном и функциональном диапазоне. Степень их эффективности определяется духовной зрелостью людей, их готовностью обманываться. Глубинной основой политических манипулятивных технологий является конструирование мифов, обращение не к разуму человека, а к глубинам подсознания. Люди позволяют собой манипулировать, сбрасывая ответственность за свои поступки на так называемых манипуляторов. Метод политических мифов - направлен на изменение основы ориентации человека, в качестве которой служит складывающаяся в мозгу определенная картина мира, с которой сравниваются явления, наблюдаемые в окружающей среде. Изменение картины мира может происходить внедрением в сознание политических мифов, позволяющих заменить целостное мировоззрение фрагментарным, изменить объективную картину мира, приводя к неадекватному искаженному пониманию реальности, своего рода психическим сдвигам. Противодействовать манипуляциям возможно с помощью технологий убеждающего воздействия. Чтобы перевести убеждающую информацию, являющуюся пока ценностью лишь для транслятора государственных и общественных ценностей, в личностно значимую и для молодого человека, последнему необходимо показать, что основанные на этой информации действия и поступки не только не будут противоречить его ценностным ориентациям, но и будут способствовать удовлетворению его определенных потребностей и соответствовать его ценностным ожиданиям.
Примеры технологий воздействия, которые могут влиять на ценностные установки пользователей Интернета Анонимный авторитет - излюбленный прием введения в заблуждение, активно используемый в различных Интернет-контентах. Он относится к т. н. «серой» пропаганде. Одним из самых эффективных методов влияния является обращение к авторитету, который может быть религиозным или политическим деятелем, ученым или представителем другой профессии. «Будничный рассказ» - «будничное» или «обыденное» изложение информации используется, например, для адаптации человека к информации явно негативного, вызывающего отрицание, содержания. Предполагается, что пользователь, многократно сталкиваясь с информацией такого рода, перестает реагировать на самые чудовищные преступления и массовые убийства, происходящие в обществе. Наступает психологический эффект привыкания. «Забалтывание» - метод используется, когда необходимо снизить актуальность или вызвать негативную реакцию к какому-либо явлению. Метод «забалтывания» нередко применяется для создания «информационного шума», когда нужно скрыть какое-то важное событие или главную проблему в его основе лежит эффект размытия внимания, за счет большого объема текста с малой информационной нагрузкой. Эмоциональный резонанс - данную технику определяют как способ создания у пользователей определенного настроения с одновременной передачей пропагандистской информации. Эмоциональный резонанс позволяет снять психологическую защиту, которую на мыслительном уровне выстраивает человек, сознательно пытаясь оградиться от пропагандистского или рекламного «промывания мозгов». Эффект бумеранга - организация тотальной травли своего оппонента, приводит к тому, что в итоге он начинает вызывать жалость и симпатию у широкой аудитории. Эффект ореола - базируется на коварном психологическом свойстве - человеческой склонности мыслить «ложными аналогиями» и состоит из двух распространенных стереотипов-заблуждений:
Эффект первичности - в современной пропаганде существует принцип: человек, сказавший миру первое слово, всегда прав. Здесь срабатывает один из эффектов восприятия: мы склонны отдавать предпочтение той информации, что поступила первой. Изменить уже сформировавшееся мнение очень трудно. Информационная блокада - замалчивание или заведомо искаженное описание происходящего. Информационная блокада всегда тесно связана с информационным доминированием. Это две стороны одной медали. К ним прибегают как в случае военных действий, так и в мирное время. Эти методы в Интернет пришли, прежде всего, из средств массовой информации. В связи с этим актуальным становится вопрос, что первично в появлении и распространении информации СМИ или Интернет, и что на что в большей степени влияет сегодня.
СМИ И ИНТЕРНЕТ Средства массовой информации в «чистом», первозданном виде - это информационная журналистика и аналитика. Вначале именно из газет, а с течением прогресса посредством радио и телевидения, люди узнавали свежие новости. Традиционные СМИ являлись эксклюзивными площадками первичной публикации значимой информации, а также задавали основные тренды в ее общественном восприятии. За последние несколько лет (начиная с 2010 г.) изменились принципы формирования информационной повестки. Произошла трансформация информационного пространства. Основную роль в формировании информационной повестки стали играть соцсети, блоги и особенно микроблоги. Таким образом, сегодня и пресса, и конечный потребитель в основном получают информацию из одного и того же источника - Интернета. Впрочем, говорить об окончательной гибели СМИ и их замещении «народной журналистикой соцсетей» рано. Это не произошло по нескольким причинам: СМИ- это в большей степени политический инструмент, которым легче управлять. В Интернете ее вычленение из потока дезинформации, ненамеренных искажений и просто истерии превратилось в задачу практически непосильную для рядового пользователя. Чтобы вычислить реальное событие, требуется несколько часов перекрестной проверки фактов, причем делать это надо уметь, в том числе имея источники, заслуживающие доверия, и массу свободного времени и желания. В любом случае к тому моменту, когда Вы, все проверив, «вытащите из-под гор» лжи крошечный кусочек правды, это уже будет не актуально и не действенно. Интернет для СМИ - это главный источник новостей и одновременно средство передачи информации, в том числе и своей собственной. Что первично сегодня - ответить крайне сложно. Контроль и противоборство с идеологией терроризма в сети Интернет (блокировка сайтов, публикации на форумах, «живых журналах»и в социальных сетях) Интернет, по мере расширения сферы его использования в повседневной жизни, создает потенциальную угрозу манипулятивного воздействия на личность. Материалы, ориентированные на пропаганду идеологии терроризма и экстремизма в Интернете, могут быть размещены в виде текстов, фотографий, видеозаписей, звуковых записей, а также могут передаваться в виде файлов, содержащих какие-то из этих компонентов. Чаще всего материалы представляют собой текст или текст с графическими изображениями, но в последнее время, в силу технического прогресса, перестала быть проблемой передача файлов большого объема, в том числе и видеоизображений. Эти материалы могут быть направлены адресату или размещены на форуме, а также получены в виде спама по электронной почте. При этом одним из главных способов узнать адрес веб-сайта с искомой информацией – это найти его через поисковую систему (Google, Яндекс и т. д.). Поисковая система выдает множество ссылок на самую разную информацию, в том числе, возможно, и на негативные материалы. Кроме этого, двигаясь по ссылкам от одного веб-сайта к другому намеренно или случайно, можно перейти к сайту, содержащему материалы экстремистского и террористического толка. Контрпропагандистская деятельность в Интернете может осуществляться по двум главным направлениям:
Ограничительное (разрушительное) направление деятельности в сети Интернет может осуществляться путем:
Подобные меры могут реализовываться правоохранительными органами и специальными службами, однако, задача выявления противоправного контента и информирования о нем компетентных органов, в том числе, задача и гражданского общества, при помощи уже разработанных вспомогательных ресурсов, например, сайта движения «МедиаГвардия» (www.mediagvardia. ru), сайтов Роскомнадзора и т. д. Зачастую, пассивность гражданского общества объясняется не правовым нигилизмом, а отсутствием информации о доступных механизмах информирования органов власти. Созидательное направление контрпропаганды терроризма в сети Интернет заключается в публикации материалов под различным видом в глобальном пространстве. Это могут быть записи в блогах, форумах и чатах, комментарии к статьям и запискам других людей на информационных сайтах и в социальных сетях. Это может быть создание собственного сайта или активное присутствие на чьих-то других. При создании, ведении или модерировании собственного или вверенного сайта следует учитывать особенность восприятия размещенной там информации. При восприятии сайтов идеологической направленности респонденты (пользователи) основной акцент при оценке сайтов делают на следующих аспектах:
ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ КОНТРПРОПАГАНДИСТСКИХ ПРИЕМОВ Эффективность информационно-пропагандистских методик противодействия идеологии терроризма будет определяться не только деятельностью государственных структур, но во многом будет зависеть от вовлечения в этот процесс институтов гражданского общества, общественных организаций и бизнеса. Изменение обыденного сознания отдельного человека сопряжено с пониманием на сознательном уровне явления терроризма с точки зрения безопасности самого человека, его семьи, родных и близких людей. Это связано с тем, что терроризм как культ насилия имеет большой эмоциональный потенциал воздействия на личность. Террористические акты, совершаемые в разных формах, формируют и усиливают в обществе чувство страха, обеспокоенности, неуверенности в будущем. Другая сторона этого явления состоит в том, что экстремизм и терроризм реально приводят к ограничению государственных гарантий свобод личности, изменению норм правового демократического государства. В этой связи реализация информационно-пропагандистских методов необходимо проводить следующим образом:
«ДЕРОМАНТИЗАЦИЯ» ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ ЛИДЕРОВ И ЛИДЕРОВ НЕФОРМАЛЬНЫХ МОЛОДЕЖНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ, ЭКСТРЕМИСТКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ Наибольшую опасность для российского общества представляют русскоязычные Интернет-ресурсы, вовлекающие молодежь в экстремистскую и террористическую деятельность. Одним из таких ресурсов является технология популяризации образа «террориста-героя». Противостоять этому возможно посредством технологий «деромантизации». Так в чем же особенности образа террориста, сформировавшегося в сознании современных молодых людей? Существуют некоторые особые аспекты представленности образа террориста в сознании молодых людей. Анализ различных исследований показал, что в ответах о портрете террориста респонденты называли различные показатели, из которых в их сознании формируется образ террориста. В качестве различий между террористами указывались такие признаки как национальность, пол, возраст, вероисповедание, поведение и намерения. Некоторые поделили всех террористов на заказчиков и исполнителей, наёмных и идейных, смертников и тех, кто после совершения терактов выживают, борющихся за идею и беспринципных. Многие отмечают, что террористы бывают очень жестокими, безжалостными и беспощадными, психически больными и неуравновешенными, то есть в качестве характеристики террористов называют личностные черты, особенности их психической жизни и характера. Многие изображали террористов в чалме и с бородой, что по всей видимости, может являться результатом влияния широко распространённого мнения, что арабские страны - источник всего мирового терроризма. При наличии на сайте фото- и видеоматериалов субъективный образ восприятия и оценки информации анти - террористической направленности возникает быстрее и лучше формируется оценочное мнение относительно того или иного события. Сама стратегия оценки в данном случае зависит от специфики ранее сформированной установки и отличается от особенностей оценки фото- и медиаматериалов, не связанных с антитеррористической тематикой. Большую роль в специфике восприятия материалов Интернет-сайтов и их оценки играет пол того, кто изображен например, на фотографии и пол того, кто воспринимает данную информацию. Наиболее позитивно воспринимались фотографии молодых военных, которые были участниками антитеррористических действий и оценивались девушками. Девушки не оценивают положительно фото мужчин, которые принимают участие в террористических действиях как привлекательные, одновременно с этим, молодые люди, напротив, оказывают сочувствие девушкам или женщинам, которые были изображены на сайтах, связанных с террористической тематикой (у нее печальные глаза; что могло заставить такое юное существо совершить ужасный поступок; ее наверняка вынудили и т. д.). Большое влияние на функционирование и направленность деятельности организации имеет лидер, и основным направлением противодействия молодежному экстремизму является установление и нейтрализация влияния лидеров неформальных организаций. Лидера террористической организации или неформального молодежного объединения экстремистской направленности можно охарактеризовать следующим образом:
Таким образом, в структуре межгрупповых и межличностных связей молодежи лидерство следует охарактеризовать отношениями доминирования и подчинения, обусловленными как действием общечеловеческих социально-психологических закономерностей, так и спецификой условий молодежных организаций, существованием неформальных норм и правил. Одним из эффективных методов противодействия идеологии терроризму в сети Интернет является компрометация лидера экстремистской группы, ее активных участников путем создания неприязненных отношений между ними и группой. Неприязненные отношения создаются путем моделирования конфликтной ситуации между участниками группы и лидером, когда оглашаются сведения, порочащие лидера в глазах его окружения. Разобщение группы снижает активность ее членов, снижает авторитет лидера, тем самым уменьшая вероятность групповых противоправных действий. Однако в данном случае недопустимо провоцировать совершение преступлений представителями экстремистских группировок, в том числе и в отношении друг друга. Основными, наиболее удобными площадками для осуществления контрэкстремистской пропаганды на сегодня являются блогосфера и социальные сети. Массовость и скорость распространения информации в этой среде позволяют рассчитывать на максимальный охват потенциальной аудитории. СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ И БЛОГОСФЕРА Одновременно с появлением доступного Интернета стали развиваться средства, облегчающие методы коммуникации между людьми. Из простейших чатов они постепенно превратились в разнообразные социальные сети и блогосферу с всеобъемлющим охватом. В мире, к концу этого года, будет насчитываться почти 1,5 млрд. пользователей социальных сетей. Наиболее распространенными социальными сетями и блогами в России являются Livejournal (более известный в России под названием «Живой Журнал») (общее количество зарегистрированных пользователей в мире более 40 млн., из них в России - более 3 млн. пользователей), Facebook (почти 7 млн. пользователей), «ВКонтакте» (более 43 млн. зарегистрированных аккаунтов[2]) и «Одноклассники» (более 200 млн. зарегистрированных аккаунтов). Цифры охвата аудитории говорят сами за себя. Также как СМИ, социальные сети становятся объектом внимания разнообразных экстремистских и террористических групп, ведущих достаточно активную работу. Для выработки и практической реализации решений по противодействию данной активности необходимо учитывать некоторые особенности распространения социальных сетей в России, распределения их пользователей по формальным признакам, а также специфику современного восприятия информации среднестатистическими Интернет-пользователями. Русскоязычный сектор блогосферы и социальных сетей можно условно разделить на несколько сегментов: А) сервис блогов «Живой Журнал» (далее - ЖЖ) - это одновременно и блог-платформа для ведения онлайн- дневников (блогов), и отдельный персональный блог, размещённый на этой платформе. Предоставляет возможность публиковать свои и комментировать чужие записи, вести коллективные блоги («сообщества»), добавлять в друзья («френдить») других пользователей и следить за их записями в «ленте друзей» («френдленте»). Старейший из блогосервисов Рунета (ныне переживающий определенный кризис), интерфейс этого сервиса, когда-то работавшего в «закрытом» режиме[3], подразумевал и подразумевает сегодня навык пользователя писать связные, аргументированные тексты, а древовидная система комментариев - вести множество независимых друг от друга дискуссий. Из-за «тяжелого» интерфейса для полномасштабного доступа требуется «широкополосный», быстрый доступ в Интернет. Платформа достаточно гибкая по настройкам под каждого пользователя, позволяющая без использования внешних сервисов хранить изображение и звуковые файлы. Характеристика среднестатистического пользователя: возраст – более 32 лет, образование - высшее, достаток - выше среднего, место проживания - города с населением более 500 тыс. жителей. Сегодня этот сервис считается прибежищем «Интернет-элиты, обсуждающей «заумные» тексты». Сейчас, в период украинского кризиса, компания СУП, управляющая кириллическим сегментом ЖЖ, реализует достаточно спорную политику, отвечающую скорее интересам головного офиса в США, нежели чем политике России, что выражается в ограничении доступа к блогам, публикующим информацию, не соответствующую западной позиции по Украине. ЖЖ характеризуется старомодным интерфейсом и невозможностью ставить «лайки»[4]. Основная масса известных «тысячников» (то есть пользователей, имеющих более 1000 официальных подписчиков) использует основной площадкой именно «Живой Журнал», в том числе и для политической активности, зарабатывания денег и т. д. Представительства в соцсетях террористических и резко оппозиционных организаций и движений также базируются в ЖЖ; Б) социальная сеть Facebook - ныне все более популярная, постепенно перетягивает к себе аудиторию ЖЖ. Основанная Майклом Цукербергом в 2004 г., сегодня она охватывает более 1,2 млрд. пользователей. Русскоязычный сектор насчитывает более 7 млн. аккаунтов. Она менее требовательна к интернет-каналу, удобнее для доступа с помощью мобильных устройств, но, в отличие от ЖЖ, не поддерживает длинные тексты (максимум 5000 знаков), да и система комментариев не подразумевает удобства при ведении длинных дискуссий. Появление кнопки «лайк», подразумевающей возможность отметить интерес и не требующей писать ответ, резко снижает интеллектуальную нагрузку на пользователя. Гораздо более распространена среди молодежи, а система «мгновенных сообщений» служит все более и более удобной заменой Интернет-мессенджерам, типа ICQ или QIP. Платформа позволяет хранить на своих мощностях видео- и фотоизображения. Аудитория - всевозрастная, с меньшим разграничением по достатку или ареалу проживания; В) «ВКонтакте» и «Одноклассники» - отечественные соцсети, получившие максимальное распространение. Они не требуют хорошего, «широкого» Интернет-канала и во многом именно поэтому имеют гораздо большее распространение в регионе Северного Кавказа, где используется сравнительно низкоскоростной Интернет, особенно в горной местности. Полностью русскоязычный интерфейс более удобен для аудитории, не владеющей иностранными языками. Наибольшее распространение имеют среди молодежи (до 25 лет), в сельской местности или небольших городах. Эти соцсети не подразумевают умения создавать длинные связные тексты или умения вести аргументированную дискуссию. Они наиболее приспособлены для обмена визуальной информацией - фото или видео, не случайно именно соцсеть «ВКонтакте» стала участником большого количества скандалов с «пиратским» контентом. Проект «ВКонтакте» был запущен 10 октября 2006 г. и изначально позиционировал себя в качестве социальной сети студентов и выпускников российских вузов, позднее стал называть себя «современным, быстрым и эстетичным способом общения в сети». Что касается статистики, то считается что сегодня зарегистрировано более 200 млн. аккаунтов в сети. Сколько из них действительно активных - эти данные можно оценить лишь приблизительно. По данным на январь 2014 г., ежедневная аудитория «ВКонтакте» - около 60 млн. человек[5]; Г) «Твиттер» - сервис для публичного обмена короткими (до 140 символов) сообщениями, так называемый микроблог. Общее количество пользователей в мире около 200 миллионов. Сейчас наиболее быстро развивающаяся площадка. «Арабская весна» 2011 г. получила название «Твиттер-революции» из-за использования преимущественно «Твиттера» для управления протестующими. Становится наиболее активной платформой управления для проведения массовых акций. ВЕРИФИКАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ Верификация информации - это проверка ее истинности, установление достоверности. Пользователи чаще всего не могут и не хотят проверять информацию. На это готовы единицы. Исток у этого прост -неподготовленность граждан к критическому восприятию информации. Ни в средней школе, ни в вузах (за очень редким исключением) людей не учат работать с информацией. Понятие «критики источника», то есть изучение его на предмет исторической верности, признаков субъективности и наличия признаков подделки, для подавляющего большинства людей - это процесс вызывающий затруднения (отсутствие навыков проверки информации, дополнительная трата времени и т. д.). В большинстве своем, современный обыватель готов поверить во что угодно: в любую «теорию заговора», мифологию и конспирологию. Неумение трезво оценить достоверность информации в сочетании с недоверием официальным СМИ - более чем благодатная почва, которую щедро «удобряют» идеологи и пропагандисты экстремизма и терроризма. Умение «критиковать источник» - это умение всесторонне оценить, насколько та или иная информация соответствует действительности. Навыком такой критики, должен владеть каждый регулярно пользующийся Интернетом человек. Наиболее простой метод перепроверки (верификации) информации - это перекрестная, то есть многократная проверка интересующей информации с использованием независимых источников. Существует понятие внешней критики информации и внутренней. Внешняя критика информации состоит из определения:
Внутренняя критика - это:
Умение видеть и разоблачать подтасовки, объяснение этого окружающим, убеждение в необходимости задуматься над качеством получаемой информации - важнейший компонент противодействия идеологии терроризма и экстремизма.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Данная памятка дает представление о том, что необходимо предпринять в сети Интернет для перевода убеждающей информации, являющейся ценностью лишь для транслятора государственных, правовых и общественных ценностей, в личностно значимую для молодого человека как пользователя сети и Интернет контентов. Ему необходимо показать, что основанные на этой информации действия и поступки не только не будут противоречить его ценностным ориентациям, но и будут способствовать удовлетворению жизненных определенных потребностей и соответствовать ценностным ожиданиям. Убеждающее воздействие в сети Интернет имеет две составляющие:
Основные функции контрпропагандистской работы в сети Интернет: распространение установок неприятия экстремистской идеологии, формирование устойчивого молодежного имиджа, ориентированного на ценностные приоритеты современного российского общества. В качестве положительного примера можно привести такие сайты как: «Наука и образование против террора» (www.scienceport.ru), «Террору - нет»(www.terrorunet.ru), «Журналисты против террора» (www.smi-antiterror.ru), «Кавказпресс» (www.kavkazpress.ru), «Кавказ-антитеррор» (www.kavkaz-antiterror.ru) и другие. Функции специальных сайтов Интернета заключаются в преодолении стереотипов антигосударственности, цензуры, манипуляций сознанием, в формировании устойчивых ценностей антитеррористического мышления. Важная среди них - обмен лучшим практическим опытом между профессионалами медийного сектора и развитие диалога между средствами массовой информации и другими заинтересованными секторами Интернета относительно освещения в СМИ и Интернете террористических актов, военных действий и антитеррористических операций. На антитеррористических сайтах вести расследования и освещать не только акты терроризма, но и другие сопутствующие им преступления (наркобизнес, незаконный оборот оружия, радиоактивных материалов, штаммов возбудителей особо опасных заболеваний), а также вести постоянный общественный мониторинг, профилактику и нейтрализацию массовых экстремистских настроений.
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ТЕРМИНОВ Интернет (от английского Internet) - это общедоступная всемирная компьютерная сеть, которая связывает между собой компьютеры и позволяет пользователям передавать и получать различную информацию. Часто упоминается как Всемирная сеть и Глобальная сеть, а также просто Сеть. IP адрес - (сокращение от английского Internet Protocol Address) - уникальный сетевой адрес устройства (компьютера, мобильного телефона, планшета, сервера и т. п.) в компьютерной сети. Статический IP адрес (постоянный, неизменяемый IP адрес) - это адрес (идентификатор), назначенный устройству в сети на постоянной основе. Данный тип адреса остается неизменным при каждом подключении к сети и всегда идентифицирует то же устройство, которому он был назначен изначально. Как правило, все сервера в Интернете имеют статические IP адреса. Это необходимо для того, чтобы при подключении к данному IP адресу в любой момент времени пользователь получал доступ к тому же самому серверу в сети. Динамический IP адрес (непостоянный, изменяемый IP адрес) - это адрес (идентификатор), который присваивается устройству автоматически при выходе в Интернет и используется до завершения сеанса соединения. Веб-сайт или сайт (от английского website: web- «паутина, сеть» и site - «место», буквально «место, сегмент, часть в сети») - совокупность электронных документов (файлов) частного лица или организации, представленных в виде интернет-страниц, имеющих уникальный интернет-адрес. Портал (portal от латинского porta - ворота) - сайт, который содержит большое число ссылок на другие сайты Интернета. Портал может предоставлять посетителям различные сервисы (почта, погода, новости, обсуждения, голосования и т. п.). Как правило, на портале есть возможность разместить объявление или статью, загружать фотографии, комментировать информацию, сохраненную на портале другими пользователями. Блог (от английского blog - интернет-дневник) - веб-сайт, основное содержимое которого - регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или видео. Для блогов характерны длинные записи, актуальные к конкретному промежутку времени или событию. Как правило, блоги рассчитаны на широкий круг читателей и предполагают возможность публично комментировать записи автора. Блогер (от английского blogger) - лицо, ведущее блог. Блогосфера (от английского blogosphere) - совокупность всех блогов в Интернете. Микроблог - аналог обычного блога, но с короткими постами (100-200 символов). Используется обычно для того, чтобы написать что-то очень интересное о том, что сейчас делает пользователь. Твит (от английского tweet - чирикать, болтать, щебетать) - запись в сети микроблогов Твиттер. Ретвит - цитирование твита другого пользователя сети микроблогов Твиттер. Социальная сеть или соцсеть (от английского social networking service) - это объединение личных Интернет- страниц пользователей, объединенных по каким-то признакам. В первую очередь, социальные сети рассчитаны на поиск нужных контактов и общение. Характерными особенностями социальных сетей являются:
Хэштег (или хештег; от английского hashtag от hash - символ # («решетка») + tag - метка, ярлык) - это слово или фраза, которым предшествует символ #. Хештег предназначен для объединения сообщений (или групп сообщений) по определенной теме или типу с помощью слов или фраз, начинающихся с символа #. Например, #Медиагвардия. Для объединения сообщений могут быть использованы как один, так и несколько хэштегов. Хэштеги дают возможность группировать подобные сообщения, таким образом можно найти хэштег и получить подборку сообщений, которые его содержат. Пост (от английского post) - отдельно взятое сообщение, размещенное в социальной сети или блоге. Репост (от английского repost) - размещение в блоге копии поста другого блогера, пользователя социальной сети или любого другого исходного материала, а также копирование самим автором материала, ранее размещенного в Интернете. Обычно репост содержит ссылку на оригинальный материал и делается с целью поддержать позицию автора исходного материала. Также репост может иметь целью распространение важной, по мнению совершающего репост, информации (иным методом реализации данного сообщения является написание краткого содержания поста своими словами и дача ссылки на исходный пост). Анонимизация (от английского anonymization) - процесс удаления или сокрытия данных в сети с целью предотвращения установления личности пользователя, местонахождения устройства, с которого осуществлен выход в Интернет, места назначения отправляемой пользователем информации. Анонимайзер (от английского anonymizer) - средство для сокрытия информации об устройстве или пользователе в сети. Может быть программой, устанавливаемой на устройство, или специальным веб-сайтом. На сегодняшний день наибольше распространение Основные сферы использования анонимайзеров:
Хостинг - (англ. hosting) - услуга по предоставлению вычислительных мощностей для размещения информации на сервере, постоянно находящемся в сети (обычно Интернет).
[1] Фонд Общественное Мнение: «Интернет в России: динамика проникновения. Весна 2013» http://runet.fom.ru/Proniknovenie- interneta/10950 [2] Аккаунт (заимств.) - учетная запись, содержащая сведения, которые пользователь сообщает о себе компьютерной системе
3 Зарегистрироваться в сервисе блогов могли только пользователи, имеющие специальное «приглашение» (заимств. «инвайт») [4] «Лайк» - показатель отношения пользователей к сообщению в соцсетях, сайту, записи в блоге, сайту в поисковой выдаче или контекстному объявлению. Изначально в соцсети Facebook выглядел как кнопка интерфейса с символом в виде поднятого большого пальца кисти руки [5] Антон Благовещенский. «ВКонтакте» посетили более 60 миллионов человек за сутки, «Российская газета» (21 января 2014) Обновлено (02.02.2015 17:36) |